Провокация РОСТА, тренинг и консалтинг

Rambler's Top100

Построение стратегии управления персоналом

Реализация стратегии развития организации невозможна без грамотно выстроенной стратегии развития персонала. Стратегия персонала имеет непосредственную связь с философией организации и всеми организационными стратегиями (продукта, продвижения продукта, ресурсов, конкуренции, инноваций, системы).
Только при согласованности всех стратегий со стратегией персонала цели организации могут быть достигнуты.

Стратегия персонала включает в себя:

  • политику найма;
  • политику адаптации;
  • политику кадрового мониторинга (аттестация, планирование карьеры, ротации);
  • политику мотивации и стимулирования;
  • политику обучения и развития;
  • политику взаимодействия сотрудников.

Перечисленные политики действуют по принципу взаимовлияния (в благоприятном случае - взаимоусиления). Например, система кадрового мониторинга способствует решению задач мотивации и стимулирования и, в то же время, осуществляет контролирующую функцию.
Выстраивание стратегии мотивации возможно самостоятельно специалистами по персоналу самой компании, хотя совместная работа с консультантами имеет ряд преимуществ:

  • Снижение сопротивления со стороны персонала.
  • Возможность аккумулировать опыт других компаний, а не учиться на своих ошибках.
  • И, что самое важное, возможность выстроить стратегию персонала в рамках общей стратегии организации.
Консалтинг в области управления персоналом заключается в поэтапном выстраивании политик, входящих в стратегию персонала:
 

Политика найма

Политика найма во многом определяет успешность реализации стратегий Компании. Ошибки найма относятся к наиболее дорогостоящим. Значимость привлечения и стабилизации в Компании компетентных и перспективных сотрудников, имеющих реальную высокую стоимость на рынке труда, бесспорна.

Процесс выстраивания политики найма включает в себя следующие этапа:

  1. Разработка и внедрение системы планирования человеческих ресурсов.
  2. Разработка моделей рабочих мест.
  3. Формулирование требований к сотрудникам.
  4. Оценка персонала.
  5. Формирование кадрового резерва.
  6. Рекрутмент.


Политика адаптации

Вновь принятых на работу сотрудников необходимо адаптировать к корпоративной культуре, стратегическим планам, принятым стандартам поведения и деятельности, стилю взаимодействия в Компании.

Процесс выстраивания политики адаптации включает в себя следующие этапы:

  1. Разработка адаптационных мероприятий (установочные лекции, обучение, адаптационный лист).
  2. Организация наставничества (тренинг наставников, система мотивации для наставников, правовая база).
  3. Прописание адаптационных мероприятий.
  4. Разработка методов оценки освоения работником своего рабочего места и критерии принятия решения о прохождении им испытательного срока
 

Политика кадрового мониторинга

Кадровый мониторинг включает в себя планирование карьеры, проведение аттестаций, систему ротаций.
Процесс выстраивания политики кадрового мониторинга включает в себя следующие этапы:

  1. Выбор методов оценки персонала разного уровня.
  2. Разработка методики оценки потенциала сотрудника.
  3. Разработка методики оценки индивидуального вклада сотрудника.
  4. Разработка процедуры подготовки персонала к аттестации.
  5. Разработка процедур промежуточного и немонотонного контроля.
  6. Разработка процедуры аттестации.
  7. Проведение аттестации персонала.

По итогам аттестационных процедур определяются карьерные перспективы и принимаются решения о коррекции условий, индивидуальных программ обучения и развития, обогащения рабочих мест.
Проводятся беседы по обсуждению индивидуальных карьерных перспектив со всеми ведущими специалистами Компании.

Выделяются основные категории сотрудников по следующим группам:

  • "элита" - компетентные, лояльные, фанатично относящиеся к работе, обучаемые, личностно зрелые, лидирующие в своей группе рабочих мест по основным критериям профессиональной деятельности.
  • перспективная группа - способные, лояльные, приближающиеся по своим характеристикам к первой группе.
  • номинальная группа - обладающие средним или приближающимся к средним значениям уровнем выделенных характеристик.
  • "балласт" - неспособные, совершающие многочисленные повторяющиеся ошибки, аутсайдеры по основным параметрам профессиональной деятельности.


Политика мотивации и стимулирования


Проведение данной политики направлено на то, чтобы сотрудники испытывали желание напряженно и качественно работать именно в данной организации.
Согласованное использование трех мотивационных подсистем для повышения эффективности деятельности персонала:

  1. Подсистема, основанная на заработной плате и материальном вознаграждении. Особое внимание уделяется переменной части компенсационных пакетов. Необходимо связать ее с четкими критериями эффективности деятельности.
  2. Подсистема, основанная на человеческих взаимоотношениях. Проведение регулярных мотивационных бесед с сотрудниками Компании, во время которых оцениваются результаты их работы, может существенно смягчить напряженность, возникшую вследствие неразвитой системы материального стимулирования.
  3. Подсистема, основанная на повышении статусных характеристик и меры ответственности.

Процесс выстраивания политики мотивации и стимулирования включает в себя следующие этапы:

  1. Диагностика ценностей и потребностей сотрудников.
  2. Диагностика системы мотивации.
  3. Выработка критериев оценки деятельности.
  4. Определение критериев желательного и нежелательного поведения.
  5. Разработка на основе результатов аттестации и диагностики системы материальной и нематериальной мотивации.
  6. Разработка модификаций системы мотивации под цели организации.
  7. Разработка всей необходимой документации.
  8. Проведение процедуры внедрения системы мотивации.
 

Политика обучения и развития

Обучение и развитие связано с политикой кадрового мониторинга.
Создание дифференцированной по категориям персонала системы обучения и развития.

Разработка и внедрение долгосрочной системы обучения персонала, перспективы этой программы должны быть известны всем сотрудникам.

Система обучения включает следующие блоки:

  • приобретение профессионально важных качеств для каждого рабочего места;
  • освоение стандартов деятельности и поведения в Компании;
  • личностное развитие.

Процесс выстраивания политики обучения и развития включает в себя следующие этапы:

  1. Конкретизация потребностей в обучении и развитии для каждой группы сотрудников.
  2. Определение сотрудников, обучение которых целесообразно, с учетом перспектив карьерного и профессионального роста, лояльности и способностей.
  3. Создание трехзвенной системы обучения и развития:
  • внутрифирменное обучение,
  • специальные среднесрочные и краткосрочные обучающие и развивающие программы, проводимые внешними консультантами внутри и вне организации (на основе полугодовой программы),
  • фундаментальная подготовка или переподготовка в ВУЗах.


Политика взаимодействия

В качестве организационного идеала взаимодействия можно признать ситуацию, когда сотрудники и отделы ориентированы на взаимную поддержку, усиление (так называемый взаимоусиливающий менеджмент), ясно понимают кто, с кем, и как взаимодействует, для чего создано данное рабочее место. Оптимальное соответствие структуры решаемым задачам и достигнутые (соблюдаемые всеми сотрудниками) стандарты взаимодействия, в конечном итоге, дают экономический результат.

Процесс выстраивания политики взаимодействия включает в себя следующие этапы:

Формулирование и утверждение принципов взаимодействия подразделений в Компании, фиксирующих:

  • принципы разделения и синергии областей деятельности;
  • принципы распределения финансовых потоков;
  • принципы выполнения подразделениями обеспечивающих функций друг по отношению к другу.
  • Разработка процедур поддерживающих взаимодействие в компании.

вверх

© 2004 "Провокация РОСТА" ® группа компаний

111250, Москва, Ярославское шоссе, д. 126/А офис 306
Тел.: (495) 710-73-28, 710-72-97


195009, Санкт-Петербург, Лесной пр., д.1/3, литер "А", офис 205
Тел: (812) 294-63-33, 294-63-63, 294-63-94
факс: 294-63-93

610027, Киров, ул. Красноармейская, д.42/3, офис 27
Тел.: +7(8332) 37-02-10, 47-80-11


организационное развитие, стратегический консалтинг, стратегическое планирование

 

Статьи на сайте