Система сбалансированных показателей или реализация стратегии
Исследование, проведенное "CFO Magazine" в начале 1990-х годов показало, что только в 10% компаний стратегии выполняются успешно. Причины отсутствия успеха были сгруппированы в четыре основные категории:
Барьер видения: только 5% сотрудников понимают стратегию.
Человеческий барьер: только 25% менеджеров имеют стимулы, привязанные к стратегии.
Барьер ресурсов: 60% организаций не привязывают процесс бюджетирования к стратегии.
Барьер управления: 85% руководителей тратят менее одного часа в месяц на обсуждение стратегии.
Для преодоления барьеров на пути реализации стратегии была разработана концепция "Система сбалансированных показателей" ("Balanced Scorecard Collaborative" (BSCol)). Со временем эта концепция развилась в современное представление в качестве структуры для воплощения стратегии и стратегического управления. Система сбалансированных показателей - это мощная система, помогающая организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения и стратегии в набор оперативных целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как следствие - эффективность работы. Показатели эффективности реализации стратегии составляют важнейший механизм обратной связи, необходимый для динамической настройки и улучшения стратегии с ходом времени. Концепция Системы сбалансированных показателей построена на такой предпосылке - измеряться должно то, что заставляет акционеров действовать. Вся деятельность организации, ее ресурсы и инициативы, должны равняться на стратегию. Система сбалансированных показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения причин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из Перспектив и на всех уровнях организации. Разработка ССП - это первый шаг в создании Организации, сосредоточенной на стратегии.
В ходе применения сбалансированная система показателей превратилась в широкую управленческую систему. Поэтому многие руководители видят в ней структуру всего процесса оперативного управления, который позволяет совершать следующие управленческие действия:
перевод перспективных планов и стратегии в форму конкретных показателей оперативного управления;
коммуникацию и переключение стратегии на более низкие уровни общефирменной иерархии с помощью разработанных показателей управления;
превращение стратегии в планы, в том числе бюджетные;
налаживание обратной связи для проверки гипотез и инициирования процессов обучения.
В связи с использованием этой системы важны два обстоятельства: Во-первых, применение сбалансированной системы показателей - это процесс не разработки стратегии, а ее реализации, предполагающий наличие на предприятии уже четко сформулированной стратегии. Именно поэтому мы рассказываем об этой системе на этапе реализации программы действий. Во-вторых, новую концепцию надо рассматривать не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления. Это означает, что такая система не ограничивается постановкой целей перед подразделениями и отдельными сотрудниками, которые в дальнейшем благополучно не выполняются. Ее внедрение предполагает использование управленческих и производственных механизмов, позволяющих эти цели достигать.
При ее внедрении не следует также пытаться систематизировать в той или иной форме монетарные и немонетарные показатели. Каплан и Нортон специально подчеркивают, что нацеленная на успех программа сбалансированных показателей должна начинаться с признания того факта, что это не проект из области "мер и весов", а проект, рассчитанный на изменения.
Поэтому процесс реализации такой системы должен состоять из четырех этапов:
разработка сбалансированной системы показателей - превращение перспективных планов и стратегии в набор целей и мероприятий. После разработки система должна быть включена в управленческий процесс;
сцепление - увязка всех иерархических уровней (от высшего управленческого звена до вспомогательных звеньев) путем выстраивания соответствующих целей и показателей, организация стратегической коммуникации, обеспечение компенсации за инициативные решения;
планирование - определение путей достижения во времени запланированных результатов через конкретные плановые задания, распределение ресурсов, проектирование стратегических мероприятий;
обратная связь и обучение - тестирование теоретической базы стратегии и обновление последней с отражением полученных знаний.
Как правило, реализация сбалансированной системы показателей представляет собой сложный проект, структурирование и управление которым должно поручаться группе в составе руководителей и сотрудников разных специальностей.
Когда организации необходима Система сбалансированных показателей
Недавно разработанная стратегия (корпоративная, ИТ, уровня подразделения), которую надо реализовать во всей организации.
Новое слияние/поглощение.
Смена руководства.
Система измерения эффективности не дает результатов.
В системе измерения эффективности есть большой перекос в пользу финансовых показателей, или показателей "результата" в ущерб показателям предсказания/направления".
Неконтролируемое разрастание инициатив (слишком много, слишком дорогие).
Попытки реструктуризации/трансформации, запланированные или начавшиеся.
Неудачи альянсов и партнерств (перефокусирование).
Новые альянсы (фокусирование).
Новые стратегии HR, разработка или изменение политики мотивации.
В ситуации достижения общего видения.
Выгоды организации от использования Системы сбалансированных показателей
Видение становиться ясным и понятным для всей организации.
Команда руководителей принимает на себя ответственность за реализацию стратегии.
Наличие структуры организации для достижения единой цели.
Наличие структуры для поддержки инноваций.
Целенаправленное распределение ресурсов.
Стратегическое управление охватывает всю организацию.
Сотрудники и управленческие команды сосредотачивают внимание на стратегических приоритетах.
Организация имеет оперативный план действий основанный на стратегии.
Система сбалансированных показателей предназначена дать ответы на четыре наиважнейших вопроса
Как фирму оценивают клиенты (аспект клиента);
Какие процессы могут обеспечить фирме исключительные конкурентные преимущества (внутрихозяйственный аспект);
Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы (аспект инноваций и обучения);
Как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект).