Специалисты Провокации РОСТА являются экспертами в области обучения и развития персонала. Они являются руководителями и участниками различных консалтинговых и тренинговых проектов и всегда готовы поделиться своим мнением по актуальным вопросам бизнес-обучения.
Тенденции рынка бизнес-тренингов
Существуют два самых известных подхода к оценке обучения: это разработки Дональда Киркпатрика и Джека Филипса. Киркпатрик в 1959 году предложил концептуальный подход, выделив четыре уровня оценки обучения, каждый из которых влияет на следующий за ним. При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным, но при этом он позволяет получить более ценную информацию.
Уровень 1
|
Реакция |
Какова реакция обучаемого на само обучение? |
Уровень 2
|
Обучение |
Что обучаемый усвоил в процессе тренинга? |
Уровень 3
|
Поведение |
Как сильно изменилось поведение обучаемого после прохождения обучения? — Речь идет о применении полученных навыков и знаний на рабочем месте.
|
Уровень 4
|
Результаты |
Насколько увеличилась эффективность компании благодаря прохождению обучения?
|
В своей книге «Оценка программ обучения: Четыре уровня» (Evaluating Training Programs: The Four Levels), вышедшей в 1994 году, Киркпатрик полагал, что оценка результатов на более высоком уровне по шкале успешности требует значительно больших усилий и ресурсов, чем на более низком уровне, то есть на первом уровне оценивать проще и дешевле, чем на четвертом уровне. Это самый главный аргумент (сделанный Киркпатриком лично) в пользу того, чтобы оценивать тренинг на первом уровне в 95 % случаев, и только в 5—10 % оценивать его на четвертом уровне.
Модель Киркпатрика предлагает оценивать тренинг после его завершения.
В 1991 году Джек Филипс взял за основу модель Киркпатрика, снабдил инструментами каждый из четырех уровней, а также добавил пятый, в котором рассчитывается коэффициент возврата на инвестиции в обучение (Return of Investment — ROI). Проще говоря — какую прибыль получила компания от определенных бизнес-результатов, полученных после обучения сотрудников.
Для ответа на эти вопросы изменения бизнес-показателей, зафиксированные на четвертом уровне, должны быть переведены в денежное выражение и суммированы.
Аналогично подсчитываются затраты на проведение обучения и рассчитывается ROI:
ROI = ((Доход от обучения – затраты) / Затраты) х 100 %
При этом самое трудное — это изолировать эффект обучения от остальных факторов, влияющих на бизнес.
Данные методы оценки являются наиболее используемыми при оценке эффективности проведенных программ.
Из практики тренеров и специалистов по управлению персоналом можно привести ряд примеров, когда личность тренера являлась определяющей для решения о сотрудничестве с тем или иным провайдером, и в то же время не меньшую часть занимают примеры выбора на основе репутации, рекомендаций компании.
Каким же образом можно объяснить эти две разные тенденции?
Для того чтобы разобраться с этим вопросом, мы предлагаем изучить результаты исследования, проведенного Trainings.ru в июле 2007 года. Для получения данных был проведен открытый опрос на тему критериев при выборе провайдера обучения. Далее в таблице приведены результаты данного исследования и их сравнение с результатами аналогичного опроса на http://www.trainingoutsourcing.com/ (США).
Критерий выбора поставщика T&D-услуг
|
Trainings.ru, Россия |
Trainingoutsourcing.com, США |
Стоимость
|
7,3 % |
15,6 % |
Опыт работы с клиентами той же отрасли
|
8,3 % |
20 % |
Уровень развития персонала поставщика
|
11 % |
22,2 % |
Репутация по качеству услуг и продуктов
|
39,4 % |
15,6 % |
Скорость реагирования на запросы
|
3,7 % |
4,4 % |
Соответствие предложения запросу
|
23,9 % |
Нет данных |
Соответствие корпоративной культуре
|
6,4 % |
Нет данных |
Итак, по результатам опроса пользователей Trainings.ru приоритетным критерием при выборе тренинговой компании для российских HR- и T&D-специалистов является репутация компании по качеству ее услуг и продуктов. Так думают 39,4 % опрошенных пользователей.
Исходя из исследования, мы можем сказать, что личность тренера практически никак не влияет на выбор провайдера.
Но в то же время, опираясь на практический опыт, можем выделить следующие закономерности:
Тенденции рынка бизнес-тренингов
Группа компаний «Провокация РОСТА», выбрав основным направлением своей деятельности обучение персонала в его самой передовой и эффективной форме бизнес-тренинга, отмечает, что спрос на бизнес-семинары и тренинги растет: российские компании все больше осознают факт прямой зависимости своей конкурентоспособности от уровня подготовки персонала.
Острая необходимость в повышении квалификации персонала прямо продиктована требованиями рыночной конкуренции (важно больше продавать, раньше других узнавать важную для бизнеса информацию, оперативно принимать стратегические и тактические решения). Все это возможно при планомерном и качественном обучении персонала, при комплексном подходе к росту профессионализма своих сотрудников. При этом доля компаний, обучающих своих сотрудников с привлечением внешних специалистов, растет и, по разным оценкам, составляет более 80 %.
ГК «Провокация РОСТА» считает, что для российского рынка бизнес-тренингов характерны следующие тенденции:
Тот факт, что многие заказчики при выборе тренинговой компании на первое место ставят репутацию по качеству услуг и программ, говорит о том, что имя на рынке приобретает все большее и большее значение.