Анализ деятельности может рассматриваться с двух точек зрения:
Анализ непосредственной деятельности сотрудника с целью получения информации о функциях, навыках и зоне ответственности конкретной должности;
Анализ деятельности сотрудников с целью выявления ключевых компетенций, качеств и умений, непосредственно с выполнением деятельности не связанных, но имеющих центральное значение для достижения успеха в конкретной должности в конкретной организации (создание модели ключевых компетенций).
В данном случае мы придерживаемся деления оценки персонала на оценку деятельности за определенный период и на оценку потенциала. Тогда первое понимание анализа деятельности является основой оценки деятельности персонала, а второе понимание – основой оценки потенциала.
Цели анализа работ:
Определение функциональных обязанностей и квалификационных требований
Наличие требований к определенной должности облегчает внешний и внутренний найм, а также помогает сформировать критерии для проведения оценки деятельности сотрудников.
Подготовка должностных инструкций
Должностные инструкции выполняют две основные функции: (1) дают сотруднику информацию о том, что именно ожидается от него на данном рабочем месте; и (2) являются основой для выделения критериев оценки работы сотрудников в этой должности.
3. Оптимизация и упорядочивание бизнес-процессов
Анализ деятельности позволяет не только составить перечень функций и обязанностей сотрудников в рамках их должностей, но и проанализировать коммуникативные связи в организации, схемы взаимодействия сотрудников и подразделений друг с другом.
Этапы анализа работ:
Определение групп работ, которые подлежат анализу, и анализ существующих документов
Группировка типов деятельности и анализ уже имеющейся информации помогают лучше понять, какой именно информации не хватает (и соответственно определить цель анализа деятельности), а также построить процесс анализа работ максимально эффективно.
Выбор метода, планирование, информирование
Подбор метода, максимально отвечающего нашим целям и задачам, а также подробное планирование помогут сэкономить время и ресурсы при проведении анализа работ. Своевременное информирование сотрудников о предстоящем мероприятии и о том, что оно даст сотрудникам, позволит избежать сопротивления и заручиться поддержкой сотрудников.
Проведение
При проведении анализа работ следует учитывать график работы и степень загруженности подразделений и отдельных сотрудников. Это поможет не только сохранить поддержку сотрудников, но и получить более полные и объективные результаты.
Анализ результатов
На основании полученной информации проводится разработка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик, создается должностная инструкция, которая в дальнейшем является инструментом проведения аттестации.
Регулярный анализ работ и корректировка обязанностей
Со временем характеристики деятельности изменяются, поэтому необходима регулярная корректировка обязанностей и функций должностей.
Подробнее остановимся на существующих методах анализа работ и составлении должностных инструкций.
Методы анализа работ:
Саморегистрация
В течение рабочего дня на протяжении определенного времени работник фиксирует, что именно он делал, с кем взаимодействовал, в каких условиях, сколько времени затратил. Этот метод дает полное представление о работе сотрудника, однако требует значительных затрат времени: для того, чтобы результаты были объективны, саморегистрация должна проводиться в течение длительного периода времени (минимум неделя). К тому же такая форма анализа работ с большой вероятностью может вызвать сопротивление сотрудников, у которых «отнимают рабочее время».
Интервью
Интервью с работником, занимающим должность, также дает много информации, при условии, что сотрудники заинтересованы в проведении анализа работ. Дополнительную информацию дают интервью с непосредственным руководителем, коллегами и подчиненными.
Анкетирование
Например, работник выбирает из предложенного списка те операции и действия, которые необходимы в его деятельности, и определяет, насколько часто они используются. Этот метод экономичнее по времени, чем два предыдущих, однако существует вероятность, что в списке будут представлены не все необходимые операции. Также по анкете сложно оценить приоритеты деятельности, те операции, которые необходимы на данном рабочем месте в первую очередь.
Групповые методы
Обсуждение деятельности группой сотрудников, выполняющих одинаковые функции, позволяет значительно сэкономить время, поскольку информация получается сразу от всех сотрудников занимающих определенную должность. Дополнительное преимущество метода заключается в том, что информация уже обобщена, и в ней выделены ключевые аспекты данного типа работ.
Наблюдение
Трудоемкий и сложный в обработке метод, дающий однако максимально полную и точную информацию о выполняемой работе. Преимуществами метода являются объективность и полнота получаемой информации, недостатками – сложность проведения и обработки результатов. К тому же присутствие наблюдателя может вызвать сопротивление сотрудников и повлиять на их деятельность.
Метод критических ситуаций
Сотрудников просят вспомнить шаги и модели поведения, которые в их деятельности привели к успеху или провалу. Преимущество метода – он выявляет самые значимые в работе модели поведения и действия; недостатки – необъективность самоотчетов и возможное выпадение рутинной деятельности, имеющей не меньшее значение.
Репертуарные решетки Келли
Данный метод позволяет выявить специфику выполняемых работ. Для этого сотрудник сравнивает свою работу с деятельностью других сотрудников организации по следующей схеме. На бланке записывается должность сотрудника и еще 2 должности, затем он должен определить, что в деятельности каждых 2 должностей сходно и отличает их от третьей. Процедура может повторяться с различными должностями. В результате получается список ключевых особенностей деятельности данного сотрудника.
Составление должностных инструкций:
Основной смысл должностных инструкций - в придании большей прозрачности трудовому процессу. То есть должностные инструкции должны описывать прямые обязанностей специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую к нему отношение. И если все это в них отражено, и, более того, соответствует действительности, то компания получает в руки отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение многих проблем управления персоналом.
Задачи должностных инструкций:
Облегчение адаптации нового сотрудника. Если в инструкции четко прописано, что должен сотрудник делать, в каких пределах и за что отвечать, кто его начальник и на что он имеет право, а на что нет - процесс адаптации пойдет значительно легче.
Установление сферы ответственности и компетентности. Должностные инструкции должны включать в себя детальное описание обязанностей сотрудника, т.е. описывать практически каждый участок его работы.
Предоставление сотруднику возможности самоуправления и самоконтроля своей деятельности. Если инструкция подробно описывает должностные обязанности, ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы, на которые будет ориентироваться непосредственный руководитель, у работника появляется дополнительная возможность оценивания своей деятельности, что в значительной мере облегчит руководителю применение разнообразных взысканий и поощрений.
Подробная должностная инструкция содержит следующие пункты:
Общие положения (описывает, что это за документ, что за должность, кем назначается и пр.).
Требования к квалификации (описание уровня образования, а также знаний, умений и навыков, соответствующих названной должности).
Должностные обязанности (подробное и пошаговое описание всего того, что специалист должен делать).
Критерии успешности исполнения трудовых обязанностей (заранее описываются критерии, по которым будет оцениваться успешность исполнения должностных обязанностей).
Права специалиста (например - своевременное получение зарплаты, использование ресурсов компании для исполнения должностных обязанностей, получение обратной связи от руководителя и пр.).
Права и обязанности руководителя специалиста (этот пункт является дополнительным по отношению к предыдущему и разъясняет специалисту обязанности и полномочия его руководителя).
Ответственность специалиста (описание зоны ответственности).
Модель ключевых компетенций
Принято выделять два фактора, определяющих успешную работу. Первый — это знания, умения и навыки, которые можно приобрести в процессе обучения и подтвердить дипломами, сертификатами. Второй относится к личности. В английском языке он носит название performance. Это качества, которые позволяют нам пользоваться знаниями, принимать решения, справляться со сложными задачами, мобилизоваться, общаться с людьми и т.д. Эти качества и являются ключевыми компетенциями для должности, на их основе в дальнейшем проводится оценка потенциала сотрудника, претендующего на должность. Ключевые компетенции организации – уникальные качества, имеющие ключевое значение для достижения успеха в конкурентной борьбе.
Построение модели ключевых компетенций позволяет:
- увязать систему развития персонала со стратегическими целями компании;
- скоординировать между собой различные аспекты работы с персоналом и обеспечить их преемственность (отбор, найм, оценка, обучение, планирование карьеры).
Профиль должности по модели ключевых компетенций включает:
Цели и задачи;
Функции;
Профиль конкретной должности:
профессионально – квалификационные характеристики (знания, умения, навыки, опыт);
требования общего характера (профессиональные, психофизиологические);
компетенции, которые сложно выразить в измеряемых величинах