организационное развитие, мотивация персонала, тренинги, семинары, консалтинг

Rambler's Top100

 

Влияние параметров организационной культуры на мотивированность сотрудников

Давно известно, что организационная культура может вносить существенный вклад в уровень мотивированности сотрудников компании. Однако, организационная культура - довольно сложное понятие, поэтому целью данной статьи является внесение ясности в вопрос о том, какие именно параметры культуры компании наиболее сильно мотивируют сотрудников.
Мы рассмотрим следующие параметры организационной культуры:
  1. миссия, ценности и видение компании (элементы стратегического планирования);
  2. социально-психологический климат (в том числе стиль лидерства и сплоченность).
    Миссия, ценности и видение компании, которые подчиняют работу компании единому принципу, способны в значительной степени мотивировать персонал. Эти параметры корпоративной культуры оказывают наибольшее воздействие на сотрудников с высокой внутренней мотивацией.

Миссия - основная общая цель организации, выражающая причину ее существования, то, чем организация полезна окружающему миру.
Причины формулировки миссии компании:

  1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о компании и способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации;
  2. Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа;
  3. Миссия создает возможность для более эффективного управления организацией:
  • Миссия является основой для установления целей организации;
  • Миссия делает ясной для сотрудников общую цель организации, в результате сотрудники организации ориентируют свои действия в едином направлении;
  • Миссия расширяет для работника смысл и содержание его деятельности.

Ценности - это вечные принципы, которыми руководствуется организация.
Ценности отражают глубокие убеждения в организации и проявляются в поведении всех ее работников. Ценности организации открыто демонстрируют, какое поведение она ожидает от персонала, поэтому важно, чтобы они были хорошо известны всем сотрудникам и увязаны с миссией и стратегическими целями компании. Когда ценности организации согласуются с жизненными принципами сотрудников, они чувствуют, что работают среди единомышленников.
Наиболее эффективный способ приведения в соответствие ценностей компании и работников - это подбор и прием на работу людей, имеющих такие же ценности, какие организация хочет видеть у своих сотрудников.

Видение представляет словесную картину того, какой организация хочет стать в будущем - через 5, 10, 15 лет.
Джон Коттер выделил три цели, которым служит видение:

  1. разъясняя общее направление изменений, видение упрощает принятие управленческих решений;
  2. видение побуждает людей действовать в нужном направлении, даже если первые шаги оказываются для них лично трудными;
  3. видение позволяет быстро и эффективно координировать действия разных людей во всей организации.

Видение играет роль связующего звена между причиной существования, отраженной в миссии, ценностями, представляющими нашу культуру и философию, и стратегией, которую компания будет претворять в жизнь.
Характеристики эффективного видения:

  • краткость;
  • обращенность ко всем заинтересованным лицам;
  • соответствие миссии и ценностям;
  • возможность проверки;
  • осуществимость;
  • способность вдохновлять.
    Внося ясность в картину будущего компании, видение не только направляет деятельность сотрудников, но и избавляет их от неопределенности и неуверенности в будущем.

Одним из параметров организационной культуры, напрямую влияющих на мотивированность персонала, является социально-психологический климат в коллективе.

Социально-психологический климат - устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду.
Психологический климат формируется как факторами макросреды (общественным фоном), так и факторами микросреды самой организации. Подробнее остановимся на второй группе факторов, поскольку на них можно оказывать влияние.
Во-первых, это объективные факторы - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов конкретной организации.
Во-вторых, это субъективные факторы, к которым относятся формальная и неформальная структура организации:

  1. характер официальных организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;
  2. наличие товарищеских контактов, сотрудничества, стиль руководства, индивидуальные особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость и сплоченность.

Стиль лидерства, характеризующий климат в конкретном коллективе, стимулирует определенное поведение сотрудников.
Наиболее распространенным является классификация стилей лидерства К.Левина, который выделил авторитарный, демократический и либеральный стили.
Авторитарный стиль стимулирует беспрекословное подчинение сотрудников, отсутствие инициативы и нежелание принимать ответственность. Данный стиль руководства является наиболее эффективным при малой самостоятельности членов группы и их неспособности принимать коллективные решения.
Демократический стиль стимулирует самостоятельность, инициативность и ответственность сотрудников. Такой стиль руководства является мотивирующим для людей, заинтересованных в деятельности, поскольку позволяет им самостоятельно принимать решения.
При либеральном стиле руководства поощряется творчество и свобода. Такой стиль руководства наиболее распространен и эффективен в высокотворческих коллективах, не имеющих четких критериев результативности.
Сплоченность группы понимается как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней.
Большинство руководителей стремятся к созданию сплоченной команды, поскольку влияние группового единства целей на эффективность работы очевидно.
Сплоченность группы формируется в процессе ее деятельности, проходя последовательно следующие уровни:

  1. Сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов между членами группы;
  2. Сплоченность выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом работы;
  3. Интеграция группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
    Последний уровень сплоченности служит показателем действительного единства группы как целого. Процесс интеграции происходит в непосредственной деятельности людей, поэтому важно не только работать с ценностями и целями группы, но и стимулировать максимальную включенность членов группы в совместную деятельность, ведущую к общим целям.
    Сплоченность команды возникает в процессе совместной деятельности, однако, этот процесс может быть ускорен с помощью различных психологических воздействий, в частности, с помощью тренинга формирования команды.
    Таким образом, организационная культура оказывает значительное влияние на уровень мотивации и лояльности персонала. Однако культуру компании изменить довольно сложно (особенно если требуется коренная перестройка), поэтому планы по повышению стимулирующего воздействия организационной культуры требуют тщательной проработки.
 
Слепова Дарья
Организационный консультант
компания"Провокация РОСТА"
тренинг & консалтинг
 
 
 

вверх

© 2004 "Провокация РОСТА" тренинг & консалтинг™
196084 г. Санкт-Петербург, Московский пр., д.98, офис 18
Ст.м. "Фрунзенская" Тел: (812)388 69 94, 388 6972

организационное развитие, стратегический консалтинг, стратегическое планирование

 

 
Статьи на сайте