Тренер: спортивные штаны, указка или бизнес-сказка?

 

Автор статьи:

Светлана Шленская,

консультант по корпоративному обучению

компании «Провокация РОСТА»

www.pr-rost.ru 

Наши блоги:

http://pr-rost-blogs.livejournal.com/

http://do-trainings.livejournal.com/

http://irina-kurakina.livejournal.com/

До недавнего времени, да и сейчас, собственно, тоже, при слове «тренер» у большинства непосвященных людей в голове возникает образ человека в спортивных штанах и со свистком на груди. И лишь определенному кругу не нужно пояснять, кто такой бизнес-тренер. Это те, кто однажды увидел, услышал или прочитал о такой профессии, как бизнес-тренер. Путь к этой профессии очень интересен: с одной стороны, стать профессиональным бизнес-тренером нелегко — требуется серьезная подготовка и много практической работы, с другой стороны, порог вхождения в профессию весьма невысок. То есть в принципе стать тренером несложно, а вот как стать хорошим тренером? 

 

 

Каждый бизнес-тренер, независимо от степени мастерства и профессионализма, прошел свой путь. Я расскажу, какие существуют возможные пути становления тренера, и поведаю вам о своем. О профессии бизнес-тренера молодые специалисты обычно узнают в институтские годы. Кто-то сам участвовал в тренингах, кому-то просто что-то рассказывали на занятиях, у кого-то это входило в практику, кто-то узнал от знакомых и т. д. В любом случае, первое представление о профессии со временем, как правило, сильно меняется. И это правильно. Ведь у большинства тренинг поначалу ассоциируется с игровой формой обучения, в этом, вроде как, вся прелесть. И только постепенно понимаешь, что это всего лишь форма работы, которая является еще одним «паззлом» в общей картине создания и проведения тренингового обучения. Ведь большинство людей изначально, наверное, привлекла к данной профессии именно та кажущаяся легкость и непринужденность, та детская игра для взрослых. Только цель этой игры не порезвиться и отдохнуть, а увеличить показатели эффективности сотрудников и прибыли организации, а это дается усердной и кропотливой работой. Не достигнув этого понимания, человек либо уходит из профессии, либо остается на уровне «Ура! Тренинг!»

 

 

У каждого — свой ответ на вопросы: «Чем заинтересовала профессия? Почему решили стать бизнес-тренером?» Для кого-то профессия интересна именно неосознанным (или осознанным) напоминанием о детстве, кого-то привлекает процесс управления группой (допустим, возможность самоутвердиться), кто-то просто идет попробовать себя. Часто молодые люди, пожелавшие стать тренерами, уверены, что для этого нужно знать всего лишь несколько игр и инструментов работы. Пока они еще неспособны рассматривать тренинг как целостную систему обучения (диагностика перед тренингом, посттренинг, соответствие бизнес-процессам в компании и т. д.). Но это или приходит, или нет.

 

 

Для данной профессии желательно иметь психологическое образование. Это дает тренеру возможность лучше понимать группу, причины и ход происходящих процессов, разбираться в особенностях восприятия информации разными участниками и многое другое. Также квалифицированный тренер должен иметь специальную методическую подготовку в области тренинга. Это ему даст возможность грамотно создавать тренинговые программы, разрабатывать игры и кейсы, качественно проводить само обучение, применять инструменты, понимать особенности работы группой, строить структурированное и системное обучение. Но даже этим не ограничивается багаж тренера-профессионала. Он должен владеть содержанием тренинга, а это значит — разбираться в бизнес-процессах, знать особенности рынка, организационные проблемы компании, в которой проводит тренинг, и продукт компании. Ну и, конечно же, иметь массу примеров на все случаи жизни!

 

 

Ну что, не передумали свернуть с тренерского пути? Если вы все еще хотите стать тренером, то важно понимать: это долгий путь. И это выбор.

 

 

Путь действительно долгий, но посильный! Молодым людям, которые проявляют интерес к слову «бизнес-тренер», перво-наперво нужно:

  1. Понять, чего вы хотите: вести школьные занятия, развлекать сотрудников крупных компаний или повышать личностный и профессиональный потенциал участников тренинга.
  2. Питать истинное желание, это поможет поддерживать мотивацию в сложных ситуациях!
  3. Получить психологическое образование.
  4. Пройти методическую подготовку в области проведения тренинга.
  5. Практика, практика и еще раз практика.  

«Ты помнишь, как все начиналось?»

 

Когда-то в одной из книг я прочла о таком пути бизнес-тренера: внутренний тренер — свободный тренер — бизнес-тренер. В период становления тренинга в России это был самый распространенный вариант. С развитием образования в области тренингов появились и новые возможности для тренеров. Также теперь первой ступенью в карьере тренера может быть не только позиция внутреннего тренера, но и помощника бизнес-тренера в тренинговой компании или менеджера по продажам. Таким образом, можно выделить несколько траекторий движения к профессии бизнес-тренера:

 

 

Подводные камни

 

В любом месте линейки может присутствовать такая позиция, как свободный тренер — перед, параллельно или в конце. Однако тенденции развития рынка говорят о снижении данного рода деятельности. Так как фрилансерство развивает только на первых порах, то свободные тренеры все чаще и чаще оседают в компаниях. Это связано с двумя вполне конкретными причинами:

  1. Ограниченность проводимых тем тренингов и отсутствие обмена опытом снижает эффективность работы.
  2. Затруднен поиск клиентов, крупные компании предпочитают иметь внутренних тренеров и сотрудничать с тренинговыми компаниями. 

 

 

Интерес к профессии тренера проявляют многие: ведущие групп личностного роста, учителя, продавцы, спортивные тренеры, студенты, психологи, даже психотерапевты. Но профессия тренера проста только на первый неискушенный взгляд. Работа бизнес-тренера — это огромный труд, требующий системного подхода и развития в разных направлениях. Необходимо уметь анализировать, разбираться в организационных процессах, уметь понимать групповые процессы, диагностировать состояние участников и управлять всем этим. Тренер должен иметь серьезную содержательную подготовку, методическую базу и практический опыт. Поэтому далеко не многие тренеры становятся ТРЕНЕРАМИ.

 

 

 

Со временем я поняла, что совершенно необязательно становиться «звездой», первой строкой в Яндексе или проводить авторский тренинг для тренеров. Профессионализм не в известности и массовости, а в основательном подходе, качестве и практичности обучения. Взгляд на профессию у меня складывался постепенно. Неудивительно, что сначала он был зеленым: «Тренинг! Игрульки! Группа!»

 

 

Мои взгляды менялись постепенно. Кратко описывая свой опыт, могу сказать, что начинала я знакомство с тренингами в качестве помощника внутреннего тренера. Хотя я работала в отделе персонала и моими непосредственными обязанностями были поиск резюме и проведение собеседований, но в компании был корпоративный университет, именно там меня и можно было найти после работы. Я помогала организовывать тренинги и со временем стала принимать участие в их проведении. Что меня в этом привлекало? Что-то явно на тот момент неосознанное. Для меня это был огромный мир непознанного, интересного и откликающегося во мне. Слово тренинг было возвышенным, а тренер — только профессиональным.

 

 

В дальнейшем, знакомясь с разными людьми, называющими себя тренерами, некоторым из них мне хотелось придумать другое название. У меня было желание отделить тех, кто только еще хочет стать тренером и начинает свой путь, от непосредственно тех, кто уже является тренером. Для меня понятие «тренер» граничило с понятием «мастер». Но в тренинговом сообществе, видимо, принято, что тренеры-новички или просто специалисты, которые занимаются обучением, называют себя именно тренерами. Потом, уже работая в другой компании, я стала сама вести тренинги, став тренинг-менеджером. Несмотря на самостоятельную работу с группой, представление о тренинге у меня не сильно расширилось. Участники тренингов были очень лояльными и воспринимали все, что я говорила на занятиях. Интересно, что взгляд стал меняться не тогда, когда я стала вести тренинги, а тогда, когда я поработала рядом с профессиональными тренерами. Спокойствие, основательность, системность и практичность — вот что их всех объединяет. Именно это и привлекает меня в профессии бизнес-тренера! 

 

 

Позже я стала работать помощником тренера в тренинговой компании. Там я занималась разной работой: и предложением тренинговых услуг, и проведением переговоров с клиентами, и организацией и сборами тренингов. Спустя некоторое время я стала самостоятельно готовить материалы к тренингам, постепенно меня стали привлекать и к проведению самого обучения. Могу уверенно сказать: теоретическая база — залог практического результата. Только качественно подготовленный специалист способен успешно провести тренинг.

 

 

Работая в сфере тренинга и знакомясь с тренерами разной степени подготовки, я многое поняла. Например, что тренер — это необязательно мастер, что он может быть очень разным: активным, спокойным, харизматичным, фундаментальным. И при всем при этом он может быть профессионалом, верным своему делу. Также я поняла, что профессионализм тренера зависит и от того, что же привело его в эту профессию. Если он пришел лишь самоутверждаться, то с сильными группами работать у него не получится, и профессию освоить будет сложно. Если тренер стремится стать профессионалом, развивать себя и других, то усердие и труд все перетрут.

 

 

Если вы начинающий тренер, хотите встать на путь развития и обучения, то сначала подумайте о своих целях. Чего вы ждете от профессии? Как вы думаете, в чем она заключается? Что вы готовы сделать, чтобы вырасти в ней? Каковы ваши критерии профессионализма тренера? Подумайте, каких результатов и высот вы хотите и можете достичь. Часто молодые специалисты, желающие освоить профессию, люди горячие, активные, энергичные. Не рубите с плеча! Создайте базу, заложите фундамент для крепкой, стойкой, здоровой карьеры от тренера к ТРЕНЕРУ. Осознанности, развития и успехов на вашем пути!