Автор статьи:
Савина Александра,
исполнительный директор
компании «Провокация РОСТА»
Одним из видов деятельности нашей компании является обучение руководителей. Нам не просто везло на тренинги для управленцев, все наши программы обучения, созданные именно для данной категории сотрудников компании, были выверены до последнего инструмента. Мы хотели заниматься именно такими тренингами, и мы ими занимались. Реализовав немалое число подобных проектов обучения, мы можем смело сказать, что практически не осталось темы, которая бы нами не была проработана. Непрерывная разработка программ обучения для руководителей самого разного уровня развивала и нас самих как тренеров, методистов и руководителей. Наверное, для нас уже не осталось «белых пятен» в данном направлении, но это не значит, что нам перестала быть интересна управленческая тематика тренингов. Наоборот, менеджмент — это всегда люди, а там, где люди, как говорится, «всегда найдется место подвигу». Своеобразным подвигом стала разработка темы ответственности руководителей. Для нас проведение подобных программ тренингов всегда вызывает большой интерес.
Почему же мы говорим об ответственности именно в рамках развития руководителей? Наверное, потому, что именно тут она, если можно так выразиться, — выпуклее. Конечно, ответственность нужна любому сотруднику компании, все хотят видеть у себя в организации сознательных людей.
Однако, если говорить об актуальном спросе компании на ответственность, то в первую очередь она является неотъемлемой составляющей руководителя. Об этом пишется везде: в объявлениях о вакансии, в стандартах менеджмента, в должностных инструкциях. Об этом же свидетельствуют и программы обучения, которые компании потребляют, заказывают, ищут. Так, если у организации и бывает запрос на развитие данной компетенции, то только для руководителей. И никогда, действительно никогда, как ни странно, мы не получали запроса на развитие ответственности у линейного персонала. Складывается впечатление, что всему остальному персоналу ответственность не нужна вообще, или просто никто не надеется, что она у них может возникнуть. Либо как раз наоборот, у линейных сотрудников она развита лучше, чем у руководителей. И то, и другое, конечно утрированно, но на размышления наталкивает.
Первоочередную потребность развития данной компетенции именно у руководителей понять легко — уровень ответственности управленца, безусловно, выше, чем у линейных сотрудников. Кроме того, можно сказать, что ответственность — это и есть 100 % деятельности руководителя. Фактически это единственное, чем он и должен заниматься: нести ответственность!
Ответственность вездесуща и востребована. Однако не превышает ли спрос на нее предложение?
Если вы когда-нибудь сталкивались с рекрутингом, хотя бы в части составления собственного резюме, то знаете о разделе под названием «Личные качества», «О себе», «Дополнительные сведения». Не знаю как вы, а я всегда обращаю внимание на данный пункт в резюме, я даже специально ищу его, чтобы узнать, что же пишет о себе кандидат. На первый взгляд это может показаться некоторой наивностью, ведь большинство из них обозначили именно то, что хочет увидеть работодатель. Часто при изучении подобного списка качеств возникает мысль: «Где-то я уже это видела», — и, конечно, там обязательно будет ответственность. И еще вернее то, что наличие ее в списке в 90 % случаев гарантирует отсутствие у кандидата этой составляющей. Нет, я не ищу подтверждений банальности человеческого ума и поведения, стандартности подходов и однообразия людей. Для меня этот список — то же, что и в любом психологическом тесте: контрольный вопрос на ложь. На мой взгляд, чем более ответственно кандидат относится к своему резюме, тем меньше в нем встречается банальностей. Как я уже говорила, ответственность вездесуща, и если она есть, то проявляться будет всегда и во всем.
Именно с этого начинает складываться мое первое впечатление относительно уровня ответственности человека.
Второй шаг — это уже работа (я намеренно опустила этап собеседования, он, конечно, проясняет ключевые вещи, но скорее относится к инструменту исключения крайних вариантов). Только в процессе непосредственного, ежедневного взаимодействия с человеком можно точно понять, какой же он, с точки зрения интересующей нас компетенции.
Следующим шагом, способным стать индикатором проявления данной компетенции у человека, является его продвижение по карьерной лестнице. Изменения обязанностей влекут за собой и изменение изначально требуемой ответственности. Вот тут-то и начинаются проблемы. Человек растет, как специалист: знает, умеет, мог бы уже и другими руководить, приносить больше пользы компании, и все бы хорошо, и функциям научили, и инструменты дали, да только проблема в том, что без базы все это не работает. Как говорил Маслоу: «Если у вас из инструментов только один молоток, все проблемы выглядят как гвозди».
Выход один — формировать базу. Отличное решение. Но возможно ли это? Ведь ключевым элементом этой самой «базы» является не что иное, как личная ответственность человека. А можно ли ее сформировать, да к тому же у взрослого?
Безответственность — родом из детства.
Говорить о том, что ответственность — сложный компонент личности (она может рассматриваться и как свойство личности, и как чувство, и как черта характера) я не стану. Этому вопросу посвящено множество научных трудов и исследований.
Сейчас для нас важнее понимание того, можно ли ее развивать, и если да, то как это делать. Для развития любых личностных компетенций есть так называемый латентный период, и для развития ответственности тоже, и находится он в детстве. К сожалению, чаще всего задумываться о ней начинают только тогда, когда сталкиваются с проявлениями безответственности у взрослого человека. У детей такие проявления часто просто остаются без внимания: маленький, беззащитный, еще ребенок, он же вырастет, повзрослеет и станет ответственным. Глубочайшее заблуждение. Это не может произойти вдруг, само по себе. Вот и выходит, что вы берете либо ответственного, либо безответственного работника изначально.
Неужели все так безнадежно? Наша компания часто сталкивалась с потребностями организаций в развитии у своих руководителей именно ответственности, и в свое время мы создали программу тренинга «Компетенции лидера и способы их развития», где одной из таких компетенций является как раз ответственность. В процессе работы над этим блоком мы изучили множество материалов, как теоретических, так и практических. И пришли к следующему заключению: ответственность делится на два вида, личную и деловую. Личная ответственность это сложное личностное образование, которое возможно заложить и целенаправленно формировать только у детей, причем, начиная с 3-летнего возраста. Сформировать данный вид ответственности у взрослого человека невозможно. Деловую ответственность развивать можно и нужно, с помощью тренировок и создания соответствующей среды. Знание составляющих деловой ответственности, тренировка и постоянное ее использование в реальной деятельности могут принести хорошие результаты. Конечно, мы не получим таких же результатов, как с человеком, обладающим развитой личной ответственностью, но для эффективного выполнения работы будет вполне достаточно. Как говорят врачи, сталкиваясь с неизлечимыми заболеваниями: «Вылечить это нельзя, но жить и контролировать это возможно».
И в заключение хочется обратиться еще к одному важному аспекту темы ответственности. Что может быть страшнее безответственности? Только ложная ответственность. Это не равные друг другу понятия. Отсутствие у себя ответственности человек может хорошо осознавать и стараться всячески ее избегать. Но тут все прозрачно и понятно, что не рождает напрасных ожиданий, а как следствие, разочарований. Тот же, кто искренне считает, что взял на себя ответственность за то, на что не может влиять и что не может контролировать, намного опаснее. Он обманывает себя и окружающих, изначально создавая лишь иллюзию управления ситуацией, делом, событием. Такое проявление куда хуже безответственности, оно изначально обречено на неудачу, провал, и не оставляет шансов на конструктивные изменения. Не обманывайте себя, будьте адекватны, и тогда вы сможете управлять своей жизнью и быть свободными.