Ошибки в создании профессионального постоянного коллектива тренинговой компании
Автор статьи:
Ирина Куракина,
бизнес-тренер,
генеральный директор
компании «Провокация РОСТА»
Желание написать появилось мгновенно после прочтения статьи на портале www.treko.ru под интригующим названием «8 основных причин, почему крупные компании отказываются от услуг внешних провайдеров, или Почему не получается заказ тренинга/семинара». Статья задела настолько много и без того натянутых струн, что молчать стало просто невозможно. Авторы затронули очень важные и актуальные проблемы, которые появились из-за действий всех участников тренингового рынка, в том числе и заказчиков тренингов, то есть учебных центров и отделов обучения.
Обозначенные авторами статьи восемь причин охватывают широкий круг вопросов, решить которые одним махом не получится. Такая ситуация складывалась не один день и была выгодна очень многим. Я хочу начать их открытое обсуждение с последней рекомендации, которую дают тренинговым компаниям Ольга Алексеевна Балашова и Екатерина Николаевна Высоцкая: «Стремиться создавать действительно профессиональные постоянные коллективы, способные работать в едином стандарте и предоставлять заказчику качественное обучение». Именно этому и будет посвящена моя статья.
Реалия первая, или Театр одного актера
Для кого является секретом, что подавляющее большинство тренинговых компаний — это постановка пьесы «Два товарища» в театре одного актера? Как правило, успешный, активный, востребованный тренер создает компанию, в которой работает он и, может быть, еще один его ближайший родственник. Сами тренеры называют себя в этом случае тренерами-брендами. В такой компании другим профессионалам места нет и никогда не будет. Как сказал тренер, который какое-то время проработал в одной из таких компаний, «там только один человек в шляпе, а все остальные даже без кепок». По сути, такая форма работы — это фриланс, только зарегистрированный как ООО или ЗАО. И таких компаний на нашем рынке около 90 %. Их можно понять, ведь такую форму работы всячески поддерживают клиенты, которые, испытывая затруднения в оценке эффективности тренингов, делают ставку на «звезд». Когда у тебя на четырех переговорах из пяти спрашивают: «А с нами будет звездный тренер работать?» — то встает вопрос: зачем мне в компании начинающие тренеры? Что мне дадут эти нечеловеческие усилия по их обучению?
Реалия вторая, или Почему последние 5 лет не были урожайными?
Прошлой осенью я, как обычно, анализировала ситуацию на тренинговом рынке, естественно, оценивая работу самых ведущих наших тренинговых компаний. И, о чудо, мне вдруг бросилось в глаза то, что за последние 5–7 лет они практически не приросли в своем основном ресурсе — в профессиональных бизнес-тренерах. У каждой уверенно работающей компании есть костяк, который сформировался еще до того, как «разогрели» рынок. Это те немногие профессионалы, которые предоставляют клиенту качественный продукт. Но в этих тренинговых компаниях тренеров много больше, чем этот костяк. Кто же остальные? А остальные — это плавающие неопытные нелояльные тренеры, которые перетекают из компании в компанию, с позиции бизнес-тренера на позицию тренинг-менеджера, называя себя фрилансерами и периодически оказываясь таковыми. Благодаря таким двум факторам, как поддержка клиентами мифов о звездных тренерах и большое количество случайных людей, которые появились на тренинговом рынке из-за значительно возросших в предкризисное время потребностей в бизнес-тренингах, серьезным тренинговым компаниям, оказалось, очень сложно создавать профессиональные постоянные коллективы.
Тернистый путь директора тренинговой компании
Я задалась целью создания постоянного коллектива давно, как только поняла, что не хочу заниматься самозанятостью, а хочу иметь тренинговую компанию, которая будет создавать новые продукты, оказывать профессиональные услуги, работать по стандартам с гарантированным качеством. Проблемами, с которыми я столкнулась на этом тернистом пути, сегодня я готова с вами поделиться. Представьте себя на месте генерального директора тренинговой компании, которому повезло, и он нашел хорошего бизнес-тренера. Что вас ждет дальше? Ответ очень простой: звездная болезнь, которой рано или поздно обязательно заболеет ваш новый сотрудник.
В этом ему помогут те, ради кого вы и нашли бизнес-тренера, — ваши клиенты: клиенты, которые после первого удачного тренинга начнут ему предлагать работать «налево»; клиенты, которые предлагают тренеру поработать у них тренинг-менеджером, предъявляя к этой должности гораздо более низкие требования при более высоком окладе. Все мы понимаем, что люди, которые выбирают публичную профессию, склонны к звездной болезни. А еще у большинства имеется установка меньше работать, но больше получать. Для того, чтобы тренинговая компания была успешной, а тренеры, которые работают в ней, были востребованы, работать они должны очень много. И при этом они должны регулярно получать жесткую обратную связь и небольшое финансовое вознаграждение, особенно на первых порах. А многие ли из них к этому готовы? В тренинговой компании начинающий тренер получает такие ресурсы, которые никогда не получит в любом другом месте. Но если у него цель — взять и уйти, вы его не остановите ничем. И эту цель, к сожалению, имеет каждый второй. Поначалу мы с удовольствием брали тренеров от конкурентов. Первая мысль, которая приходила в голову: это человек с опытом, он быстрее выйдет на проектную мощность и начнет генерировать прибыль. Но время показало, что этот вариант похож на сказку про Колобка: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». В профессиональных услугах очень важна лояльность. Тренер, который нелоялен к компании, никогда не сможет быть лояльным к клиентам компании. А из этого вытекает и качество работы, и мотивация, и добавленная ценность.
Но как ни старайся, не из всех можно сделать лояльных сотрудников. В основном действует принцип: чем больше оплата, тем меньше адекватность. Обратная связь теряется, тренер становится «звездой». Я встречала исключения, но они, как известно, лишь подтверждают правило. Как только у тренера возникла звездная болезнь, он становится уверенным, что и без компании спокойно проживет.Из своего опыта я очень хорошо знаю, что это не так. Еще ни один бывший тренер нашей компании не нашел себе более перспективной работы, чем имел. Но он начинает балансировать на грани, и в результате мы все равно расстаемся. Как можно с ним работать? О каких стандартах может идти речь? Как «звезду» можно заставить поддерживать качество? Никак. Проблема в том, что действительно никак. Это та самая гангрена, которая лечится только хирургическим методом. Если вовремя не удалить новоиспеченную звезду из коллектива, звездной болезнью начинают страдать все остальные — от специалистов до стажеров. И тогда придется уволить чуть ли не полкомпании. И еще, когда человек работает в интеллектуальном бизнесе, он думает, что только он и трудится, а все остальные пользуются плодами его труда. Если об этой ситуации публично заговорили заказчики тренингов, значит, она перестала быть внутренней проблемой только тренинговых компаний. Теперь она касается всех участников рынка: тренинговые компании, клиентов, самих тренеров, которые хотят профессионально работать в этой области. Выход есть, но он непростой и требует системной работы.
Тренинговым компаниям необходимо растить кадры, создавать у себя систему обучения и подготовки тренеров. Клиенты же должны отдавать предпочтение профессионалам, которые работают по стандартам, разрабатывают методики и борются за качество, а не поддерживать звездность тренингового рынка. Также не стоит предлагать «халтурку» бизнес-тренерам за спиной тренинговых компаний. Давайте не будем вести себя как временщики, и тогда мы всегда будем нужны друг другу!