Достоинства смешанного обучения
Автор статьи:
Наталья Гусарова,
консультант по корпоративному
обучению
компании «Провокация РОСТА»
Ландшафт современного рынка образовательных услуг стремительно меняется, реагируя на актуальные потребности внешней среды. Активно ведется поиск более совершенных методов передачи знаний, разрабатываются инновационные технологии обучения.
Дистанционное обучение — e-learning
Внимание специалистов по развитию персонала все чаще останавливается на дистанционном обучении (e-learning), которое представляет собой способ организации процесса обучения, позволяющий осуществлять передачу знаний на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Такая форма открывает новые возможности для профессиональной переподготовки, повышения квалификации, получения второго высшего образования и в принципе организации непрерывного обучения. Данный инновационный формат имеет ряд преимуществ. При дистанционном обучении слушатель самостоятельно выбирает удобное для него время и место обучения, определяет комфортный темп, отбирает интересующий его курс или программу. Особое значение все эти преимущества электронного обучения имеют в период экономических изменений, которые сегодня происходят во всем мире.
Так, Джаред Блик, исполнительный директор Duke CE, говорит, что многие компании ищут программы обучения на электронных носителях, чтобы можно было заниматься дома и не тратить средства на перелеты и отели: «Люди используют финансовый кризис как причину для изменения средств получения знаний».
Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей.
Смешанное обучение — blended learning
Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.
В чем достоинства и уникальность этого подхода к обучению? Для того чтобы осознать все плюсы данной формы обучения, имеет смысл рассмотреть их с двух разных точек зрения: интересов организации и интересов сотрудника.
Выгоды для организации:
-
смешанное обучение дает возможность сократить время отвлечения человека от рабочего процесса (курс смешанного обучения всегда емче традиционного очного, и при одинаковых временных затратах эффективность первого обучения значительно выше);
-
смешанное обучение позволяет привлечь к процессу обучения сотрудников из удаленных городов и регионов (при наличии развитой сети филиалов и представительств смешанная форма позволяет обучить большое количество людей по единым стандартизированным материалам без необходимости покидать рабочие места и ехать на обучение в другой город);
-
введение смешанной формы обучения в организации способствует снижению прямых затрат на обучение (организация получает возможность снизить расходы на командировочные, проживание, аренду помещения для проведения обучающих мероприятий, расходы на преподавателей и пр.);
-
использование смешанного обучения позволяет организации снизить издержки (например, сократить упущенную выгоду в связи с обучением сотрудника в рабочее время);
-
смешанное обучение дает возможность повысить производительность сотрудников учебного подразделения (учебное подразделение получает возможность обучить большее количество людей (по сравнению с проведением традиционных обучающих мероприятий, например, тренингов) с одинаковыми временными затратами);
-
смешанное обучение помогает достичь конкретных бизнес-целей (обучающие программы и курсы в смешанном формате обучения составляются на основании целей организации, учитывают реальные потребности и возможности компании и ее сотрудников, обладают гибкостью и адаптивностью);
-
смешанное обучение дает возможность повысить мотивацию сотрудников к обучению (сотрудники имеют возможность выбирать наиболее актуальные для них модули курса, отвечающие их потребностям, получают оперативную обратную связь от преподавателей, могут незамедлительно применять полученные знания на практике);
-
смешанное обучение позволяет организации контролировать результаты обучения сотрудников и объем полученных ими знаний (система оценки знаний внутри дистанционного курса (тесты, кейсы), а также активное взаимодействие с преподавателем на очных встречах позволяет отследить правильность и качество усвоения предложенного материала, а также своевременно поддержать и скорректировать сотрудников в их практической деятельности);
-
смешанное обучение способствует повышению уровня лояльности к компании (предоставление современных эффективных способов обучения и развития, своевременная реакция руководства на возникающие у сотрудников потребности в информации способствуют развитию приверженности к компании).
Выгоды для сотрудника:
-
смешанное обучение позволяет получить и знания, и личное общение (в отличие от дистанционного обучения, смешанное обучение дает возможность активного общения с коллегами, другими слушателями курса и преподавателями);
-
при смешанном обучении учитываются индивидуальные особенности восприятия человеком информации (слушатели обладают индивидуальными особенностями восприятия и переработки информации. Одним необходимо подробное самостоятельное изучение материала, другим удобнее получать ответы от преподавателей. Смешанное обучение позволяет удовлетворить потребности обеих групп и дать им необходимые знания и умения);
-
смешанное обучение исключает вероятность потери информации (нередки случаи, когда слушатель курса на время отвлекается от слов преподавателя, что неизбежно приводит к потере важной информации. Электронный курс позволяет вернуться к пройденному материалу, повторить его, изучить более досконально);
-
смешанная форма обучения дает возможность за счет дистанционного изучения материала уравновесить уровень базовых знаний участников (предварительно самостоятельно изученный слушателями материал в электронном виде позволяет создать единую базу знаний и говорить на одном языке);
-
смешанное обучение позволяет слушателям практиковаться, осваивать новые умения, закреплять полученные знания (смешанное обучение предполагает самостоятельное изучение теоретического материала, что высвобождает время для активной практической проработки конкретных умений на очных встречах. Таким образом, преподаватель (тренер) не тратит время на передачу информации и концентрируется на практическом аспекте обучения);
-
смешанное обучение позволяет внести разнообразие при выборе форм организации обучения (это могут быть очные встречи, консультации по телефону, по электронной почте, через веб-камеры, общение в чатах и блогах и др.);
-
смешанное обучение предполагает гибкость программы (слушатель получает возможность выбрать интересующий его модуль, а неактуальную или уже известную информацию пропустить);
-
смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации (необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске интересующей информации и т. д.);
-
смешанное обучение дает возможность получения обратной связи от коллег, преподавателя (в отличие от дистанционного обучения, смешанная форма позволяет получить ответы на актуальные вопросы, осознать собственные ресурсы, перспективы в развитии);
-
смешанное обучение позволяет выбрать удобные темп, время и место для обучения (перечисленные преимущества достались смешанному обучению от дистанционного, позволяющего слушателю самостоятельно контролировать объем и скорость изучения материала, выбирать наиболее удобное место и время обучения);
-
смешанное обучение способствует объединению обучения с работой (слушатель имеет возможность здесь и сейчас получить ответы на возникшие в реальной практике вопросы). Таким образом, смешанное обучение объединяет в себе оперативность дистанционного обучения и живость очных встреч, что позволяет сделать его интересным и полезным для слушателей и выгодным и эффективным — для компаний.
-
На мой взгляд, достоинства и эффективность смешанного формата способны вывести обучение на качественно новый уровень и обратить на себя внимание всех тех, кто стремится развиваться, несмотря на сложную экономическую ситуацию.