Будущее рынка обучения, или что произойдет с бизнес-тренерами

 

 

 

Автор статьи:

Ирина Куракина,

бизнес-тренер,

Генеральный директор

компании «Провокация РОСТА»

Будущее бизнес-обучения является абсолютно предсказуемым, если только мы найдем в себе смелость признать, что все в мире подвержено одним и тем же законам развития и ни один рынок не может существовать сам по себе. Оглядываясь вокруг и видя, как меняется рынок за рынком, индустрия за индустрией, понимаешь, что рано или поздно это коснется тренингов, тренеров и всех, кто имеет к этому хоть какое-то отношение.

Необратимые изменения уже произошли в кино, музыке, книгопечатании, везде все переходят на электронный формат, это кардинально меняет структуру рынков и роль их участников.

Возможно, в России это будет происходить чуть позже, чем в Европе или Америке, но это не значит, что она сможет остаться жить в старом формате.

Еще буквально несколько лет назад тренинги называли прозападным явлением и относились к этому настороженно, а сейчас говоря про них, используют термины «традиционные тренинги» или «классические тренинги».

Хотим мы этого или нет, но дистанционное обучение сильно потеснит очное, а соответственно, и тренинговое. Программное обеспечение постоянно совершенствуется, создаются все новые и новые устройства для обучения, которые становятся максимально интерактивными и доступными: видеотренинги, вебинары, веб-конференции, блоги, Вики и т. д.

 

Также, у людей уже сформировалась привычка пользоваться электронными носителями, никого не пугают электронные книги, тесты и игры.

Поэтому Провокация РОСТА еще в 2006 году приняла решение начать работу над инновационной программой обучения бизнес-тренеров, тем самым создав новый рынок — дистанционного обучения тренеров.

 

Требования реального бизнеса к корпоративному, тренинговому или любому другому обучению растут с каждым днем, поэтому бизнес-обучение должно быть гибким, мобильным, инновационным.

Сегодня практически любой ВУЗ в России имеет дистанционную форму обучения, в скором времени школы перейдут на электронные книги, в которые каждый год будут закачиваться новые учебники, материал, тесты. Для отслеживания и контроля знаний будут введены электронные дневники. Через максимум 10 лет эти дети, которые привыкли воспринимать только электронный формат, пойдут в университеты и на предприятия, так какому обучению они отдадут предпочтение? Очные курсы для них будет атавизмом, потерей времени с непредсказуемым результатом.

 

Изменение роли бизнес-тренеров

В новой среде бизнес-обучения тренеры, которые захотят продолжать работать и развиваться в данной профессии, должны будут овладеть новыми инструментами и методами обучения: создание электронных курсов, проведение вебинаров, проведение дистанционных тренингов и т. д. Причем для организаций-заказчиков станет неинтересно работать с фрилансерами, так как они не смогут поддерживать на необходимом уровне техническое обеспечение дистанционного обучения. Поэтому тренеры будут вынуждены сотрудничать с  тренинговыми агентствами, консалтинговыми компаниями или корпоративными университетами. Взаимовыгодное сотрудничество также будет носить виртуальный характер. Кроме этого, скорее всего будут независимые Интернет-площадки, куда авторы курсов, вебинаров или тренингов будут закачивать свои продукты, которые потом будут доступны заказчику.

Такой формат работы будет требовать от бизнес-тренеров высокой степени компетентности, так как площадка для конкуренции станет открытой и заказчикам станет проще сравнивать и оценивать их работу.  А также, благодаря расширению границ рынка бизнес-обучения профессиональные бизнес-тренеры смогут значительно расширить круг и географию своих заказчиков, а заказчики, в свою очередь, также смогут пользоваться услугами гораздо большего числа специалистов, не задумываясь, где они территориально находятся.

 

Границы рынка

Сегодня между тренинговым рынком и рынком дистанционного обучения существуют очень четкие, видимые и даже жесткие границы.

Тренинговый рынок — это свободные бизнес-тренеры, тренинговые компании, корпоративные учебные центры со своим штатом тренинг-менеджеров и модераторы рынка http://www.treko.ru/, http://www.hrm.ru/ и http://www.trenings.ru/.

Рынок дистанционного обучения — это создатели платформ для дистанционных курсов и преподаватели Университетов, пока практически все. Тех, кто воспринял дистанционное обучение как отправку по электронной почте отсканированных учебников и книг, в расчет брать не стоит. Один раз Вы поучаствуете в вебинаре или пройдете качественный электронный курс обучения, в котором есть кейсы, деловые игры, тесты, видео- и аудиолекции, видеотренинг — и Вас уже никто и никогда не убедит, что e-learning — это аналог заочного обучения.

Границы рынка всегда определяют продукты и игроки, которые пока на тренинговом и дистанционном рынках разные.

Проникновение информационных технологий в бизнес-обучение и появление на рынке новых, более эффективных, доступных, массовых и удобных обучающих продуктов заставят игроков тренингового и дистанционного обучения овладеть знаниями и умениями друг друга.

Создатели платформ дистанционного обучения, учтя все те приемы и методы, к которым привыкли участники тренингов, модифицируют свои продукты и сделают их более интерактивными.

Бизнес-тренеры овладеют новой для себя профессией — тьютора — и будут активно проводить вебинары и дистанционные тренинги.

Границы рынка практически сотрутся для настоящих профессионалов, и очень сузятся для тех, кто вовремя не переориентируется в профессии.

Количество бизнес-тренеров, не использующих дистанционное обучение, будет сокращаться, а проведение классических бизнес-тренингов станет носить более целенаправленный и даже знаковый характер, что повлечет за собой повышение в разы требований к их качеству.

Новая модель будет эффективна для бизнеса, поскольку позволит решить ряд задач:

  • Обучение будет дешевле, так как один курс смогут пройти неограниченное количество человек, не надо будет тратить деньги на командировки и т. д.
  • Обучение будет доступнее, вам все равно, где находится ваш бизнес, а где — бизнес-тренер.
  • Обучение будет эффективнее, так как будет решен вопрос с оценкой качества курса, уровнем знаний, человеческий фактор будет нивелирован.
  • Обучение будет соответствовать потребностям бизнеса, так как любые новые знания можно будет быстро внести в курс и донести до всех сотрудников компании.

И только бизнес-тренеры, которые не захотят овладеть новыми инструментами и знаниями, потеряют свою значимость и работу. От отдельных бизнес-тренеров влияние перейдет к создателям качественного контента для дистанционных курсов, к тренерам, которые смогут работать в системе, используя смешанное обучение и заказчикам.

P. S.: По мнению экспертов, в России этот переход может занять меньше времени, чем на Западе, так как пойдет по аналогии и будет поддержан на самом высоком уровне.