Автор статьи:
Ирина Куракина,
Генеральный директор
компании «Провокация РОСТА»
Когда миром движут великие мотивы,
мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери.
У. Черчилль
Мотивация персонала — это проблема, которая на сегодняшний день волнует всех руководителей, которые смотрят в будущее. Мы предлагаем переформулировать эту проблему в управленческую задачу и в связи с этим предлагаем рассмотреть мотивацию и лояльность персонала с точки зрения модели (см. рис. 1), которую создали сами на основе классических теорий мотивации и практического опыта работы с компаниями. Сначала давайте определимся, для чего компании нужна мотивация и лояльность персонала? Ответ однозначный — для генерирования добавленной ценности для компании. Как сотрудник может формировать добавленную ценность для компании? Добавленная ценность формируется каждым действием сотрудника при условии его неформального подхода к достижению целей компании. Противоположностью формирования добавленной ценности является форма так называемой японской забастовки — строгое следование должностной инструкции. Хочется привести очень простой и наглядный пример из практики многих компаний: сотрудник может просто отправить факсимильное сообщение, а может обязательно осведомиться — попало ли оно в руки адресату? И, к сожалению, никакими должностными инструкциями не заставить человека делать то, что ему не хочется, на что у него нет мотивации. К водопою лошадь может привести один человек, но 40 не заставят ее пить, если она не захочет.
Сотрудники готовы генерировать ДЦ для компании при двух условиях:
1) когда у них есть высокая внутренняя мотивация,
2) и — высокая удовлетворенность работой.
Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой деятельности. Таким образом, предполагается, что каждый человек стремится к достижениям в интересующей его сфере деятельности. В таком случае ограничивающие факторы (например, ограничения в принятии решений, контролирующее влияние системы материального стимулирования и т. п.) воспринимаются сотрудником как противоречащие автономности, и поэтому активность и интерес в таких видах деятельности снижается.
Внутренняя мотивация не имеет прямой положительной связи с материальным вознаграждением и, следовательно, не может быть усилена ее. Здесь хотелось бы отметить, что именно во внутренней мотивации сотрудников кроется огромный потенциал. Если компания уделяет достаточно внимания личности своих сотрудников и по возможности не демотивирует их, то компания станет для сотрудников «вторым домом». В таких компаниях сотрудники очень лояльны и готовы переживать все трудности вместе с компанией и трудиться на ее благо, даже если какие-то моменты их не устраивают.
Удовлетворенность работой — это внутренняя положительная оценка самим сотрудником результатов своей деятельности. Ничто так не мотивирует успешного человека, как высокие и конкретные результаты своего труда.
На удовлетворенность работой, по Хакману и Олдхему, оказывают влияние следующие три психологические фактора:
Влияние на это оказывают уже непосредственные инструменты управления персоналом:
Это те инструменты управления, которые оказывают решающее значение на мотивацию и лояльность сотрудников, а следовательно, и на будущее самой компании. На первый взгляд они просты и логичны, и тем не менее требуют от руководителей специальной подготовки в области управления персоналом.